О вождении зимой

О ВОЖДЕНИИ ЗИМОЙ

         Зимой количество аварий увеличивается в несколько раз. Особенно страшно начало зимы – это самая аварийная пора года. По некоторым данным, число аварий именно в начале зимы увеличивается в 15 раз.

         Почему же происходят аварии? Почему именно в начале зимы? Давайте попробуем дать ответы на эти вопросы вместе. Как вы думаете? Может, потому что многие водители не успели установить зимнюю резину? Это, конечно, тоже влияет на аварийность, но летняя резина – далеко не основная причина. Помню, отъездил всю зиму на далеко не новой летней резине, конечно, было не очень комфортно, но без особых «приключений».

         На самом деле, причина высокой аварийности заключается совсем в другом. Человек быстро привыкает ко всему хорошему. И расставаться с этим хорошим ему совсем не хочется. Представьте следующую ситуацию. Еще вчера вы ехали по хорошему, чистому асфальту, ваши шины превосходно держались за дорогу, автомобиль был готов следовать любой заданной траектории. А тормоза? Они были просто превосходны. Но ночью ударил первый мороз, и асфальт покрылся тонкой корочкой льда. Отличить его на глаз от обычного асфальта довольно сложно. Просто вы на него и не обращаете внимания – ведь снега пока еще нет, и вы до сих пор не можете свыкнуться с мыслью, что наступила зима. Поэтому особое внимание и не уделяете дорожному покрытию. К тому же скользкое оно не везде, а только местами. А ночью в свете фар вообще непонятно, скользкое или нормальное покрытие. Вот основная причина аварий – человек просто не ожидает опасности. А в «тот самый» момент оказывается, что автомобиль совершенно отказывается выполнять команды водителя. Вы нажимаете на педаль газа при трогании с места на повороте, а автомобиль разворачивает практически на месте. Вы нажимаете тормоз, но автомобиль или заносит, или он вообще не тормозит, а движется прямо как ни в чем не бывало.

         Основная причина аварий зимой в том, что человек думает, будто его автомобиль полностью управляем, но на самом деле это не так.

         Запомните одну простую истину. Плохой водитель попадет в аварию.

Хороший водитель сможет «сухим из воды». А профессионал просто не допустит критической ситуации. Теперь на примере. Гололед. Плохой или начинающий водитель может зазеваться и врежется во впереди идущий автомобиль. Хороший водитель тоже начнет тормозить уже поздно, поскольку привык к тормозному пути не на скользком асфальте, но ему удастся избежать столкновения. А профессиональный водитель заранее начнет тормозить, поскольку знает, что покрытие скользкое или может таким быть в эту пору года.

         Почему же автомобиль не слушается водителя, а водитель теряет над ним контроль? Да потому, что на скользкой дороге сцепление шин с дорожным покрытием очень низкое. Если вы хоть немного знакомы с физикой, то коэффициент сцепления с дорогой на сухом асфальте равен 0,9 (т. е. качество сцепления 90%), а на льду – меньше 0,1 (т. е. в 90% случаев из 100 вы не успеете затормозить вовремя). Ясно, что все эти значения, физика, да и вообще вся теория, выглядят не очень убедительно. Особенно летом. Если сейчас весна или лето, вы, конечно, прочитайте до конца эту главу, но как минимум в ноябре перечитайте ее еще раз. Вы увидите, что осенью вы ее запомните намного лучше. И не потому, что вы читаете ее повторно, а просто потому, что осенью (не говоря уже о зиме) эта информация для вас будет более актуальна, чем летом. А ведь человеческая память устроена очень просто – она запоминает только актуальную для человека информацию, а все остальное летит в «корзину».

         Как же не допустить аварии зимой? Помните, на курсах в автошколе много говорилось о безопасной дистанции? Вам объясняли, что безопасной является дистанция, при которой в случае изменения дорожно-транспортной ситуации водитель может избежать аварии. Суть безопасной дистанции в том, чтобы создать защитное пространство вокруг вашего автомобиля. Пространство должно быть таким, чтобы в случае чего вы успели предотвратить аварию. Для этого полезно тренироваться на закрытой площадке. Поставьте кирпич или другой ориентир и учитесь рассчитывать тормозной путь к этому объекту на разных скоростях – 20, 40, 60, 80, 100 и 120 (если позволяют размеры площадки). Зимой желательно держать в 2 раза большую дистанцию. Почему? Посмотрите на коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием, и вы сразу поймете. Также не нужно превышать скорость – зимой лучше не «летать», скорость движения по городу зимой не должна превышать 50 км/час (не считая скоростных участков, где скорость потока выше).

Вернемся к нашим дорожным условиям. У нас так называемый переходной период – уже даже не осень, но еще и не зима. Дорожное покрытие постоянно изменяется – то мокрый асфальт, то лед, то нормальный асфальт. Покрытие постоянно чередуется. Как же тормозить в какой-то конкретный момент? Проще всего попробовать немного притормозить. Какова при этом ответная реакция автомобиля? Исходя из реакции автомобиля, нужно предпринимать определенные действия.

Что делать, если автомобиль вообще не тормозит при нажатии на педаль тормоза? Тогда нужно, чтобы впереди вас было свободное.

Что делать, если автомобиль вообще не тормозит при нажатии на педаль тормоза?

Что делать, если автомобиль вообще не тормозит при нажатии на педаль тормоза? Тогда нужно, чтобы впереди вас было свобод. Откуда взять это пространство? А ведь я вас предупреждал, что тормозить нужно заранее. При малейших подозрениях нужно сбавлять скорость и применять торможение двигателем. Если автомобиль уже отказывается отвечать на нажатие тормоза, ни в коем случае не нужно «давить» педаль тормоза в пол. Это только усложнит сложившуюся ситуацию. Уберите ногу с педали газа. Ни в коем случае не выжимайте педаль сцепления – только для переключения. Сейчас будем тормозить двигателем. Как только автомобиль сбросит скорость до необходимой для переключения на пониженную передачу. Например, для многих автомобилей допустимой для 2-й передачи является скорость 79 км/час, т. е. чуть меньше 80, а для 1-й – 42 км/час. Предположим, что вы ехали со скоростью 90 км\час на 3-й передаче и почувствовали, что под колесами лед и тормозить уже поздно. Уберите ногу с педали газа. Скорость довольно быстро упадет до 80 км/ч. Включите вторую передачу, только постарайтесь делать это плавно и быстро. Обороты двигателя резко подпрыгнут, но автомобиль замедлится. Ногу на педаль газа возвращать не нужно. Ждите, пока автомобиль сбросит скорость до 40 км/час, затем включайте первую передачу. Подождите, пока автомобиль сбросит скорость до 30 км/час и попробуйте немного! Притормозить, просто нажмите на педаль тормоза, нажимать на педаль сцепления не нужно. Если автомобиль все равно скользит, то продолжайте двигаться на первой передаче до остановки автомобиля. Если вы не будете нажимать на педаль газа, рано или поздно это произойдет. Вот теперь вы понимаете, зачем соблюдать достаточно большую дистанцию?

Автор: ООО "Сюрес"
подробнее...